Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского»

Музей-мастерская Давида Боровского
Адрес: Москва, Б. Афанасьевский переулок, д. 3, стр. 3
(ст. м. Кропоткинская)

Телефон: +7 /499/ 484-77-77

Время работы: :

Внимание!
Филиал закрыт на реконструкцию.

Приглашаем вас посетить другие филиалы
Государственного центрального театрального
музея имени А.А. Бахрушина.

Приносим извинения за доставленные неудобства!


E-mail: dramalab@mail.ru

Д. Л. Боровский

С именем Давида Боровского /02.07.1934 – 06.04.2006/ в мировом театре связана новая эпоха в сценографии. Его называли гением вещественности, творцом предметного мира, признавали философом и поэтом. Его решения всегда были простыми, классическими и – вместе с тем – современными и требующими глубокого понимания. Щедрость фантазии и самоограничение, свобода и аскетизм, чувство юмора и чувство цехового братства сделали Давида Боровского легендой художественного мира.

Давид Боровский – из поколения детей войны, он родился в 1934 г. и к началу страшного испытания для страны и народа готовился пойти в первый класс. Он был слишком мал, чтобы рваться на фронт, но достаточно вырос, чтобы в сердце его навсегда укоренилось чувство сострадания. Дети в войну взрослели рано. Всю жизнь Давид Боровский был серьёзным, умным, по-мужски относился к жизни, к труду, к искусству, к дружбе, к семье. Он был ответственен за справедливость в окружающем его пространстве. Четырнадцатилетним подростком начал трудовую деятельность помощником декоратора в Киевском театре русской драмы, который впоследствии называл своей родиной. Впервые на театральной афише имя Давида Боровского появилось в 1956 г. Это был спектакль Театра имени Леси Украинки «Ложь на длинных ногах», пьеса Эдуардо де Филиппо в режиссуре Ирины Молостовой, талантливой выпускницы московского вуза. Она же привела Давида и на оперную сцену Киева: вместе они сделали «Катерину Измайлову» Шостаковича в Театре оперы и балета имени Тараса Шевченко. На сцену родного театра Давид Боровский возвращался снова и снова, тридцать спектаклей шли здесь в его сценографии. И когда художника не стало, то киевская русская драма простилась с ним премьерой «Дон Кихот. 1938 год» Михаила Булгакова /режиссёр Михаил Резникович/. Русская драма в Киеве – такая театральная площадка, успех на которой приносит широкую известность, и очень скоро молодого сценографа приглашают в Москву. Борис Львов-Анохин предлагает Давиду Боровскому должность главного художника Театра им. К. Станиславского, а через несколько лет он уже на Таганке – и это работа с Юрием Любимовым, и три десятилетия счастья и вдохновения.

Таганка! Это был совершенно особенный театр, о котором знали во всем мире. Таганка дала своим современникам синтез жизненной правды и театрального праздника. Таганка помогала современникам выжить в удушливые, мертвящие годы, «она спасала души людей, не дожидаясь, когда прозвучит “SOS”, посланный с московских улиц».

Однако с Давидом Боровским хотели работать режиссёры разных школ и направлений; во многом это связано с тем, что его сценография, немногословная, даже аскетичная, заостряет авторский замысел, создаёт напряжение. Леонид Варпаховский и Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос и Лев Додин, Олег Ефремов и Валерий Фокин, Михаил Левитин и Михаил Резникович называли Боровского соавтором. Можно сказать, слава следовала за ним, где бы он ни работал – в Москве или в Киеве, в Санкт-Петербурге или в Новосибирске, в Будапеште или в Хельсинки, в Париже, в Мюнхене, во Флоренции… На Западе это были в основном оперные спектакли, а значит – и открытия нового в языке сценографии. Славы своей Боровский не замечал, даже говорил: «успех – это вялотекущая гангрена…» Работа дарила ему истинное удовольствие.

В жизни Давида Боровского было немало трудностей, обиды и несправедливость не обошли его, да и катастрофы ХХ века полоснули по сердцу, но одно несомненно: он был свободный человек и он был счастлив в семье. Преданной жене-помощнице Марине и талантливому сыну Александру мы обязаны тем, что этот музей состоялся именно таким.

Экспозиция

Пространство «Мастерской Давида Боровского» состоит из мемориальной части, экспозиционной, предназначенной для сменных выставок, и библиотеки.

Мемориальная часть музея представляет собой полностью сохранённую обстановку мастерской, вещи тут в том виде, в каком были при жизни Боровского: шкафы, стеллажи, светильники, стол, подмакетник, висящие на стенах рамы для картин… Предметы – «инструменты творчества» – передают атмосферу, в которой работал Давид Львович. Здесь представлены и макеты таганских шедевров – спектаклей Юрия Любимова «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Дом на Набережной»; Леонида Варпаховского «На дне», «Продавец дождя»; Анатолия Эфроса «Дон Жуан», «Эшелон»; Леонида Хейфеца «Ретро», венгра Иштвана Хорваи «Три сестры»; болгарина Александра Морфова «Затмение». Есть и неосуществлённые проекты 1997-1998 гг.: «Страсти по Венедикту Ерофееву», «Хроники» по У. Шекспиру. Однако не только готовые макеты можно увидеть в Мастерской, есть тут и то, с чего сценография только начинается: творческие наброски, пробы, прирезки, варианты… И всего этого так много, что невольно думаешь о неисчерпаемой фантазии и невероятном трудолюбии хозяина мастерской. Стоит провести тут хотя бы час, чтобы рассмотреть всех человечков, которые, собравшись небольшой компанией, уже влекут нас в пушкинскую эпоху; увидеть эти люстры, креслица и пианино, эти нары и железные кровати, чтобы понять, что же это за труд – сочинение творение макета – и почему он так необходим художнику, работающему с театральным пространством.

Особое место занимает макет монументального памятника. Это «ремейк» Башни Татлина, названный Боровским «Колокольня печали». Как и произведение Татлина, признанное своего рода символом конструктивизма, осталось неосуществлённым, так и уникальный проект Боровского пока можно увидеть только в Мастерской.

Музей располагает богатым художественным и документальным материалом, предоставленным семьёй художника, – эскизы, рукописи, фотографии, личные вещи.  Экспозицию создал сын Давида Боровского Александр, делал он это в стиле отца – ничего лишнего, строго, скромно, по существу. В результате гость Мастерской получает полное представление о жизни и творчестве выдающегося художника.

Пространство Мастерской организовано так, чтобы музей стал и новым культурно-просветительским центром Москвы. В этом качестве музей сохраняет живое участие Давида Боровского в художественном процессе.

Важная часть музея – библиотека художника, ведь книги свидетельствуют о пристрастиях человека, который их собирал. Страсть к полноте знания, изучению материалов, связанных с каждой новой работой; широта интересов – история искусства, литература, музыка, кино, архитектура, фотография, политика, история, путешествия… – и всё это десятилетиями собиралось, перечитывалось, передумывалось. Студенты-сценографы находят на полках Мастерской необходимые и редкие издания, работают тут над курсовыми и дипломами, а потом сочинения и некоторых из них пополняют собрание музея.

«Мастерская Давида Боровского» открыта для посещения со 2 июля 2012 г. Этого времени оказалось достаточно, чтобы подтвердилась идея создателей музея – работать на студенческую молодёжь, на будущих профессионалов театра, соединить на практике поиски нового языка с лучшими традициями.

Творчество Давида Боровского, представленное в постоянной экспозиции и на сменяющихся выставках, даёт возможность предметно, просто и убедительно раскрыть суть искусства сценографии. Боровский никогда не обслуживал режиссуру, он был соавтором режиссёра. Он сделал сценографию действенной, одушевил фактуру, поэтому так интересно сегодня изучать его открытия. Преподаватели театральных вузов Москвы – художники и режиссёры – проводят в Мастерской свои занятия со студентами. Постоянно можно встретить в Мастерской молодых художников, сценографов и технологов из Школы-студии МХАТ, из Российского института театрального искусства – ГИТИС, Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, из МГУ, из Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, Московского государственного университета культуры, студентов из Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Приходят сюда не только учащиеся, но и молодые профессионалы, желающие проверить себя. Идея создания на базе «Мастерской Давида Боровского» учебно-образовательного центра сценографии испытана жизнью, и теперь можно смело сказать, что такой центр уже действует. Есть золотой фонд друзей и коллег Боровского, их живые голоса стали приметой этого дома. Здесь работают со студентами, встречаются с посетителями художники Эдуард Кочергин и Сергей Бархин, Татьяна Сельвинская и Станислав Бенедиктов, Дмитрий Крымов и Александр Кузнецов, режиссёры Лев Додин, Михаил Резникович, Леонид Хейфец, Адольф Шапиро, Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Александр Титель.

Мастерская является базой и координационным центром Бахрушинских кружков – просветительского проекта ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок