На главную

„Давайте жить весело“. Страницы истории русской эстрады. I половина XX века“

© Леонид Бурмистров
С 25 марта по 19 июня 2016 г. в Каретном сарае Бахрушинского музея посетителей ждёт путешествие по страницам истории эстрады I половины XX в. – от первых кабаре до знаменитых театров миниатюр, от популярных шансонье до классиков песенного жанра Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Леонида Утёсова…
На выставке представлено около 250 редких экспонатов – эскизы костюмов и декораций, афиши и программы, мемориальные предметы, книги, рисунки, уникальные шаржи, ноты, фото- и видеодокументы. Посетители услышат редкие записи из фонотеки музея.

Эстрада менялась и развивалась вместе со временем и страной, становясь площадкой для поиска новых ярких, выразительных средств. Театр русской эстрады – часть истории русского драматического театра. Его истоки исходят к площадному театру, злободневному, остроумному театру скоморохов, Петрушки.
Уже на рубеже XIX-XX вв. в первых кабаре-клубах – знаменитой московской «Летучей мыши», возникшей в недрах МХТ, петербургской «Бродячей собаке» и многих других, где собирались актёры, поэты, писатели, художники, композиторы, – рождалось неповторимое лицо российской эстрады. В атмосфере остроумия, творческой раскованности, импровизации возникла идея театра, объединяющего драму, музыку, поэзию, танец, эксцентрику.

После революции 1917 г. эстрада обратилась к новым художественным средствам: буффонаде, сатире, гротеску. На смену камерной атмосфере кабаре пришли Театры революционной сатиры /Теревсаты/. Знаменитые «Народная комедия» под руководством Сергея Радлова и «Вольная комедия», главным режиссёром которой был Николай Петров, создали новый театр малых форм, умело сочетая развлечение публики и политическую агитацию. Самобытным явлением времени стала мастерская Николая Фореггера /МАСТФОР/, режиссёра, имя которого ставилось в один ряд с именем Всеволода Мейерхольда. В МАСТФОРе пародировались спектакли академических театров, что дало развитие новому виду эстрадного искусства, – мюзик-холлу, сочетавшему музыку и пластику.

Большое внимание на выставке уделено театральному объединению «Синяя блуза», появившемуся в 1923 г. по инициативе Бориса Южанина. С синеблузниками сотрудничали композиторы, актёры, режиссёры, художники, многие талантливые литераторы, прежде всего, Владимир Маяковский. В экспозиции можно прочесть тексты обозрений и частушек, исполняемых коллективами синеблузников, увидеть работы Нины Анзимировой и Нины Айзенберг, которая придумала для артистических костюмов специальный приём аппликаций, позволявший актёрам мгновенно перевоплощаться на сцене.

I половина XX века подарила миру множество театральных объединений и блистательных артистов, создавших неповторимые эстрадные жанры.
«Театр двух актёров» неразрывно связан с именами Александра Менакера и Марии Мироновой. «Театр песни одного актёра», родоначальниками которого были Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский, Леонид Утёсов, получил продолжение в творчестве Варвары Паниной, Анастасии Вяльцевой, Надежды Плевицкой, Петра Лещенко, Лидии Руслановой, Изабеллы Юрьевой, Аллы Баяновой, Клавдии Шульженко…
Особое место в истории российской эстрады принадлежит Аркадию Райкину, в творчестве которого соединились лучшие черты эстрадного театра начала XX в.

Выдающиеся деятели эстрадного искусства I половины XX века, выступая с призывом «Давайте жить весело!», доказывали, что нет высоких и низких жанров. Любой жанр требует мастерства, высокого уровня культуры и хорошего вкуса.

Театральный музей им. А. А. Бахрушина благодарит Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки и частных коллекционеров за предоставленные для выставки экспонаты.

О вернисаже



«Let’s Have Fun». The Pages of the Russian Variety Show History. The First Half of the 20th Century“

From March 25 to May 29, 2016, the new exhibition is held in the Coach House of the Bakhrushin Museum. The attendees will have a possibility to make a tour through the pages of the variety show history of the first half of the 20th century – from the first cabaret shows to the famous theatres of miniatures, from the popular singers to the classics Klavdiya Shulzhenko, Mark Bernes and Leonid Utyosov… Approximately 250 rare exhibits will be shown at the exhibition: costume and set designs, playbills and theatre programmes, memorial objects, books, drawings, unique caricatures, notes, photo and video documents. The visitors will hear the rare records from the record library of the museum.

The variety show changed and developed together with time and the country, becoming a place for the search of the new bright and expressive means. The Russian variety show theatre is a part of the history of the Russian drama theatre. It begins from the open-air theatre, the topical and witty skomorokh art, Petrushka. At the turn of the nineteenth century into the twentieth in the first cabaret clubs – the famous “Letuchaya Mysh“ (The Bat) that appeared at the Moscow Art Theatre, „Brodyachaya Sobaka” (The Stray Dog) of Saint Petersburg and many other, where actors, poets, writers, artists, composers held a reunion – the unique face of the Russian variety show was born. The idea of the theatre that united drama, music, poetry, dance and clowning was appeared in the atmosphere of wit, creative relaxedness and improvisation.

After the revolution of 1917 the variety show appealed to the new artistic genres, such as buffoonery, satire and grotesque. The Theatres of Revolutionary Satire /Terevsat/ came in the stead of the chamber atmosphere of cabaret. The famous „The People’s Comedy“ under the direction of Sergey Radlov and “The Free Comedy” under the direction of Nikolay Petrov created a new theatre of small forms, skillfully combining the entertainment of the audience and the political agitation. The studio of the director Nikolay Foregger, /MASTFOR/, who ranged with Vsevolod Meyerhold, became the original phenomenon of the time. The parodies of the academic theatres performances in MASTFOR stimulated the development of the new genre of the variety show art – the music hall, combining music and plastic arts.

A great attention at the exhibition is centred on the theatre association “Sinyaya Bluza” (The Blue Blouse), created in 1923 on Boris Yuzhanin’s initiative. Many composers, actors, directors, artists, talented writers (Vladimir Mayakovsky among them) collaborated with this association. The exhibition displays the texts of reviews and chastooshkas performed by the collective of “Sinyaya Bluza”, the works of Nina Anzimirova and Nina Eisenberg, who invented a special technique of applique work for costumes that gave to actors a possibility to be instantly transformed on the stage.

The first half of the 20th century gave to the world a great number of theatre associations and brilliant artists that created inimitable variety show genres.
“The Theatre of Two Actors” is inseparably connected with the names of Aleksandr Menaker and Maria Mironova. „The Theatre of One Actor’s Song“, progenitors of which were such prominent persons like Feodor Chaliapin, Aleksandr Vertinsky, Leonid Utyosov, got a continuation in the creative work of Varvara Panina, Anastasiya Vyaltseva, Nadezhda Plevitskaya, Petr Leshchenko, Lidia Ruslanova, Isabella Yurieva, Alla Bayanova, Klavdiya Shulzhenko…
A special place in the history of the Russian variety show is belonged to Arkady Raikin: the best traits of the variety theatre of the beginning of the 20th century were united in his creative work.

The prominent figures of the variety show art of the first half of the 20th century proved with the slogan „Let’s have fun!“ that there were no difference in genres. Every genre demands a skill, a high level of culture and a good taste.

The A. A. Bakhrushin Theatre Museum thanks the M. I. Glinka All-Russian Museum Association of Musical Culture and private collectors for the exhibits given for the exhibition.






© Леонид Бурмистров


© 2007 Государственный центральный
театральный музей им. А. А. Бахрушина
Электропочта: gctm@gctm.ru
Theatre.RuRambler's Top100