Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Дом-музей М.Н. Ермоловой/Театральный салон на Тверском бульваре

Дом-музей М.Н. Ермоловой
Адрес: 103104, г. Москва, Тверской бульвар, д. 11
(ст. м. Тверская, Пушкинская, Чеховская)

Телефон: +7 /499/ 484-77-77 доб. 3

Время работы: :

Вторник, среда 11:00 – 20:00;
Четверг - суббота 11:00 – 21:00;
Воскресенье 11:00 – 20:00.

Понедельник - выходной день.

В период с 9 декабря 2023 г. по 8 января 2024 г. в Доме-музее М.Н. Ермоловой проходит детский иммерсивный спектакль «Рождественский детектив. Тайны старинного особняка» и музей закрыт для посещения экспозиции.

Заведующая филиалом - Аида Алекперовна Таги-заде.
Почта: a.tagi-zade@gctm.ru

М.Н. Ермолова

Мария Николаевна Ермолова /1853-1928/ — великая русская актриса.

Заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики /1920/. Герой труда /1924/. Родилась 3 /15/ июля 1853 г. в Москве, в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова. В 1863 г. поступила в Московское Императорское театральное училище. Училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф. Н. Манохина. К балету у юной Ермоловой душа не лежала и, учась в театральной школе, она переписывала и заучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 г. отец Ермоловой выпустил её в свой бенефис в шуточном водевиле с пением «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского в роли тринадцатилетней проказницы Фаншетты. Эта роль не стала поворотной в судьбе юной Ермоловой: актриса была рождена для трагического репертуара.

В 1870 г. Н. М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Г. Э. Лессинга, предложила Ермоловой исполнить главную роль /вместо заболевшей Г. Н. Федотовой/. В 1871 г. Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. Ещё до официального зачисления она получала роли и успешно играла их: Машенька /«Рабство мужей», перевод-переделка А. Н. Островского, 1870/, Марфа /«Царская невеста» Л. Мея, 1870/, Луиза /«Ветерок» Г. Мельяка и Л. Галеви, 1870/, Эмма /«Семья преступника» П. Джакометти, 1871/ и др.

По зачислении в труппу театра Ермолова начала играть роли классического репертуара: Лидочка /«Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, 1871/, Марианна /«Тартюф» Мольера, 1871/, Бьянка /«Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1871/, Любовь Гордеевна /«Бедность не порок»/ и Катерина /«Гроза» А.Н. Островского, обе 1873/, Софья /«Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1874)/ и др.; актриса много играла и в бытовых мелодрамах, и в комедиях современных русских драматургов В. Александрова /Крылова/, Н. Куликова, В. Дьяченко, В. Бегичева, К. Тарновского, Н. Потехина. Ермолова прекрасно играла многие роли в современных бытовых пьесах: Надя /«Закинутые тенета» В. Дьяченко, 1874/, Леля /«Блуждающие огни», Л. Антропова, 1874/, Елена /«Злоба дня», 1875/ и Мария /«Богатырь века», 1876, обе Н. Потехина/ и др. Её героини сопротивлялись грубости и окружающей пошлости, располагая к себе в любых ситуациях. «Область г-жи Ермоловой составляют «светлые» образы», — писал в 1890 г. С. В. Флёров.

В 1876 г. в свой первый бенефис М.Н. Ермолова поставила пьесу Лопе де Вега «Овечий источник» в специально сделанном для этого случая переводе С. А. Юрьева. Роль Лауренсии стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра — «эпоху романтики». Вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, искренности, теплоты и правдивости. Роли Офелии /«Гамлет» У. Шекспира, 1878/, Юдифи /«Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1879/, Донны Соль /«Эрнани» В. Гюго, 1889/, Клерхен /«Эгмонт» В. И. Гете, 1888/, Елизаветы /«Дон Карлос» Ф. Шиллера, 1894/, Эстрельи /«Звезда Севильи» Лопе де Вега, 1886/, Дездемоны /«Отелло» У. Шекспира, 1888/ утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Сила героического пафоса Ермоловой, мощь её трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д'Арк /«Орлеанская дева» Ф. Шиллера/. М.Н. Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884 г., актриса играла её на протяжении 18 лет. Отстаивая свою линию в репертуаре Малого театра, Ермолова добилась в 1886 г. разрешения поставить в свой бенефис трагедию Шиллера «Мария Стюарт» и сыграла в ней главную роль. К лучшим ролям актрисы принадлежат также Федра /«Федра» Ж. Расина, 1890/, Сафо /«Сафо» Ф. Грильпарцера, 1892/, Гермиона /«Зимняя сказка» У. Шекспира, 1887/, леди Макбет /«Макбет» У. Шекспира, 1896/.

В 1880-1890-х гг., когда сценическое мастерство Ермоловой достигает совершенства, «героическое» начало сочетается в её творчестве с бытовым, современным. Актриса создаёт галерею своих современниц в пьесах А.Н. Островского, Вл. Александрова, И. В. Шпажинского, М. И. Чайковского, А. И. Сумбатова-Южина, Вл. И. Немировича-Данченко. К её лучшим достижениям относятся Негина /«Таланты и поклонники» А. Н. Островского, 1881/, Валентина /«Золото», 1895/ и Анна /«Цена жизни», 1896/ Вл.И. Немировича-Данченко, Репина /«Татьяна Репина» А. С. Суворина, 1889/, Елена Протич /«Симфония» М. Чайковского, 1890/.

В 1910-е гг. Ермолова перешла на возрастные роли — Кручинина /«Без вины виноватые», 1908/ и царица Марфа /«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островского, 1909/, фру Альвинг /«Привидения» Г.  Ибсена, 1909/ и др. В 1918 г. Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе П. П. Гнедича «Декабрист», позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого. В 1921 г. она оставила сцену.

Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В её репертуаре была лирика А. С. Пушкина, Ю. М. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, Я. П. Полонского.

Умерла М.Н. Ермолова в Москве 12 марта 1928 г.

Экспозиция

Экспозиция Дома-музея М.Н. Ермоловой делится на три части — по числу этажей в доме.

Первый этаж /цокольный/ посвящён детским годам М.Н. Ермоловой, обучению в Московском императорском театральном училище и первым выступлениям актрисы на сцене. Комнаты Ермоловых в Большом Каретном переулке располагались в полуподвальном этаже, и по совпадению этот раздел экспозиции находится в подобном же помещении.

Второй этаж дома М.Н. Ермоловой — парадный. Он спланирован по анфиладному принципу: все комнаты идут венком одна через другую и не имеют коридора. Экскурсия по этому этажу начинается с экспозиционной темы «Дебют»,  что соответствует хронологии жизненного и творческого пути великой актрисы.

За этой комнатой следует Жёлтая гостиная, которая называется так потому, что при жизни хозяев была обита золотистым штофом. Она служила для приёма гостей, в числе которых были известные деятели культуры. Из Жёлтой гостиной можно попасть в кабинет М.Н. Ермоловой - «место восторгов и воспоминаний». Сюда приходили те, кто был близко знаком с Марией Николаевной. В окнах кабинета -  сиреневые витражные стёкла, придающие ему особенное изящество. Во время Великой Отечественной войны одно из них было разбито, и сегодня на его месте — обычное стекло. Создатели музея сознательно не стали восстанавливать его прежний вид, так как война — это тоже часть истории дома. В остальном, интерьер кабинета восстановлен с большой точностью. Ведь это единственная комната в доме, которая была сфотографирована при жизни актрисы.  Экспозиция кабинета рассказывает об одной из самых значительных ролей актрисы — Иоанне Д'Арк из «Орлеанской девы» Ф.  Шиллера.

Покинув кабинет, посетители оказываются в комнате, которая ранее была приёмной адвоката Н.П. Шубинского, мужа М.Н. Ермоловой. Сегодня здесь представлены экспонаты, рассказывающие об окружении хозяев дома и выступлениях М.Н. Ермоловой на концертной эстраде. Эти выступления составляли важную часть её актёрского пути. В зале «Окружение» можно увидеть книги с автографами, поздравительные адреса, концертное платье актрисы, пластинку с записью монолога Марии Стюарт в её исполнении …

Далее лестница ведёт посетителей в  гримёрную М.Н. Ермоловой. Безусловно, раньше  она находилась в Малом театре, но была реконструирована создателями музея в этой комнате дома по описаниям и фотографиям: разговор о биографии великой актрисы невозможен без демонстрации её творческой лаборатории.Покинув гримёрную,  посетители попадают  в кабинет Н.П. Шубинского – представителя старинного дворянского рода, знаменитого юриста и политического деятеля своего времени. Отсюда посетители выходят на площадку перед  Зимним садом.  При жизни хозяйки  в нём находились живые цветы  и подношения от поклонников творчества М.Н. Ермоловой.

Далее по ходу осмотра - парадный Белый зал, символизирующий собой славу актрисы. Этот зал использовался для приёмов — под Рождество или в честь именин хозяев дома. На знаменитом портрете В.А. Серова Ермолова запечатлена именно здесь. По традиции, идущей от великой хозяйки, в Белом зале проходят музыкальные концерты, детские и взрослые спектакли, театральные встречи, а также творческие вечера ведущих деятелей театра и концерты классической музыки. «Театр в музейном интерьере», «Музыка в Доме М.Н. Ермоловой», «Мемуары мастера», «Дети в Доме-музее М.Н. Ермоловой», «Учитель и ученики», Рождественские ёлки, встречи с актёрами, режиссёрами, художниками, театроведами, тематические вечера.

Из Белого зала  по узкой деревянной лестнице экскурсанты поднимаются на третий этаж - в  «приватную» часть дома. Экспозиция этого этажа открывается просторной столовой, интерьер которой  почти полностью сохранён. Столовая служила для камерных, дружеских приёмов, проходивших в Ермоловском доме по субботам /в течение долгого времени суббота была выходным днём в Малом театре/.

За cтоловой следует Зелёная гостиная, где взорам посетителей предстаёт великолепный мемориальный рояль, чудом сохранившаяся коллекция мебели, а также портреты любимых драматургов Ермоловой - Ф.Шиллера и А.Н. Островского и её учителей – Н.М. Медведевой и И.В. Самарина. Двустворчатые стеклянные двери Зелёной гостиной ведут на балкон, куда 2 мая 1920 г., в день празднования 50-летия своей творческой деятельности, Мария Николаевна вышла встретить демонстрацию театральных деятелей, прошедших вдоль Тверского бульвара с транспарантами «СЛАВА ВЕЛИКОЙ ЕРМОЛОВОЙ!!!».

Завершает экспозицию уютная спальня актрисы. По воспоминаниям дочери, здесь домочадцам случалось видеть, как Мария Николаевна репетирует свои роли перед большим зеркалом платяного шкафа. Именно здесь актриса проводила большую часть времени в последние годы, и именно в этой комнате 12 марта 1928 г. скончалась на 75 году жизни.

Экскурсии

Обзорная экскурсия «Жизнь и творчество М.Н. Ермоловой»

Знакомство с историей Москвы немыслимо без посещения Дома-музея М.Н. Ермоловой. Музей располагается в старинном московском особняке, построенном в 1773 году. Через 100 лет после постройки его прославила новая владелица – Мария Николаевна Ермолова.

Продолжительность – 90 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов

Телефон для справок: +7 /499/ 484-77-77 доб. 3


«Что такое театр?» для детей младшего и среднего школьного возраста (7-12 лет)

Образовательная программа «Что такое театр?» - это увлекательное путешествие в мир театрального закулисья. К участию в нем приглашаются дети от 7 до 12 лет. Маленькие гости узнают об историческом и современном строении сцены, древнегреческих предшественниках современных актеров, увидят макет сценической площадки, фотографии людей театральных профессий, а также декорации, костюмы и грим. Полученные знания они смогут применить в весёлом квесте.

Ребятам будет дана возможность познакомиться с экспозицией Дома-музея М.Н. Ермоловой и отыскать реквизит, который великая актриса использовала на сцене. Строгие черные четки и миниатюрная книжечка с пьесой Ф. Шиллера, воздушная перчатка и элегантный веер – благодаря старинным предметам школьники прикоснутся к эпохе рубежа XIX – XX веков.

В завершение программы участники смогут проявить фантазию: сделают театральные маски и заберут их с собой на память.

Продолжительность – 90 мин.

Стоимость входного билета на мероприятие – 400 руб.
По предварительной записи.

Численность группы – от 5 до 15 человек.

Телефон для справок: +7 /499/ 484-77-77 доб. 3


,

 

Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок